Скорочтение польза и вред для детей

Содержание

Нужно ли развитие скорочтения? Авторское мнение

Скорочтение польза и вред для детей

Доброго времени суток, уважаемые читатели! В этой статье хотелось бы рассмотреть основные принципы и методики быстрого чтения, а также поразмышлять о том, а нужно ли вообще развитие скорочтения.

Скажу сразу, что я читаю достаточно книг и НЕ ИСПОЛЬЗУЮ методы скорочтения. Почему? Об этом читайте далее.

Краткое содержание статьи:

  1. Что такое скорочтение?
  2. Самые интересные упражнения для развития скорочтения.
  3. Нужно ли мне скорочтение?

Что такое скорочтение?

Представьте на минуту такую ситуацию: вам поручили прочитать «Войну и мир» Льва Толстого за 1 неделю. Предположим, что вы ответственный человек и уж ни в коем случае не станете читать это произведение в кратком изложении. Успеете ли?

Давайте прикинем. В романе «Война и мир» примерно 2,5 миллиона символов. Учитывая, что скорость чтения обычного человека составляет в среднем 150 символов в минуту, то нетрудно посчитать, что на прочтение всего романа уйдёт около 16700 минут, или 278 часов, или 11,5 дней. И это при условии, что читатель совсем не будет отвлекаться (ни на сон, ни на еду).

Вывод: прочитать за неделю «Войну и мир» невозможно!

НО! Если освоить быстрое чтение, то скорость восприятия текста увеличится со 150 до 600 символов в минуту. Таким способом прочесть «Войну и мир» можно в 4 раза быстрее.

Так что же такое скорочтение? Многие ошибочно полагают, что это способность быстро ЧИТАТЬ текст. Но это неверное определение. Более правильным будет сказать, что это способность быстро ВОСПРИНИМАТЬ текст. Другими словами, при скорочтении вы очень быстро просматриваете текст, выделяя из него основное.

Упражнения для развития скорочтения

Освоить ускоренное чтение может каждый из вас. Для этого не нужен врождённый талант. Достаточно лишь заниматься по определённым методикам, которых сейчас существует множество. Есть даже специальные курсы, которые обещают вас научить.

Но есть упражнения, которые вы можете делать самостоятельно, тем самым развивая у себя способность читать очень быстро. Предлагаю вам обзор самых интересных.

  1. Движение руки по странице. Вы кладёте на страницу руку и начинаете медленно сдвигать её вниз. При этом вы читаете текст в обычном ритме, не стараясь угнаться за рукой. Но постоянная практика вскоре позволит вашим глазам догонять руку.
  2. Закрывание уже прочитанного текста. Чтобы победить в себе привычку читать уже прочитанное, нужно закрывать текст листом бумаги, постепенно смещая его вниз.
  3. Прочтение страницы, перевёрнутой вверх ногами. Если вы попробуете прочесть страницу в перевёрнутом положении, то затем, расположив её нормально, вы почувствуете, насколько увеличилась скорость прочтения этой страницы.
  4. Чтение задом наперёд. То же самое, что и в предыдущем случае, только читать надо не вверх ногами, а задом наперёд.
  5. Зигзаг. В этом упражнении ваша рука скользит по тексту по диагонали через три строки, а затем возвращается в начало новой строчки. Ваша цель — выделить из этих трёх строк основную мысль, которая позволит вам понять смысл написанного. Более продвинутый метод зигзага — сканирование текста через весь абзац.

Нужно ли мне скорочтение?

Наконец-то мы подошли к самому главному вопросу, ради которого и была придумана тема этой статьи. А нужно ли вообще скорочтение? Если я выигрываю в скорости, то не проигрываю ли в чём-то другом?

В случае с романом «Война и мир», когда его нужно прочитать за 1 неделю, без методики быстрого чтения никак не обойтись. Но не факт, что при таком беглом изучении романа вы сможете вынести из него какие-то мысли для себя.

Авторы курсов по развитию скорочтению утверждают, что благодаря их методикам вы будете читать во много раз больше книг! И это круто!

Одна, вторая, третья, четвёртая… Ухххх! И всё это за 1 неделю! Вы — гений чтения! Вы — покоритель библиотек!

Прочитав все плюсы, которые даёт скорочтение, я спросил себя: «А надо ли мне всё это?»

Экономия времени? Но я и так уделяю чтению столько времени, сколько считаю нужным.

Я буду читать книгу в 4 раза быстрее? Но я не хочу читать её быстрее. Я хочу читать её вдумчиво.

Я смогу читать больше книг, а следовательно, и получать больше знаний? Научные исследования показали, что понимание текста ухудшается независимо от того или иного метода скорочтения. Получается, что книг я прочитаю больше, но пользы от этого вынесу меньше. Закон сохранения энергии работает и в этом случае.

Но как же «Война и мир»? — спросите вы.

Если вам принципиальна скорость, а поверхностное восприятие смысла вас не пугает, то смело развивайте скорочтение! В этом случае оно вам несомненно пригодится.

Скучный учебник по зоологии, трудовой кодекс, детективы (которые вы читаете пачками), мемуары и прочая публицистика, не требующая вдумчивого прочтения — это всё подходит под скоростное чтение.

Но если взять, к примеру, книги по личностному росту, психологии или эзотерике, то здесь применение методов скорочтения считаю просто недопустимым.

Источник: https://on-www.ru/nuzhno-li-razvitie-skorochteniya-avtorskoe-mnenie

Мифы скорочтения. Вся правда о быстром чтении

Скорочтение польза и вред для детей

Мифы скорочтения. Такое ощущение, что железный занавес все еще есть… Во всяком случае по теме скорочтения. Вокруг, казалось бы, столько информации, все расписано до подробностей и мелочей, а я сталкиваюсь постоянно с неверным толкованием скорочтения и методик его тренировки. Потому пишу сей просвещающий пост о мифах скорочтения.

1. «Скорочтение — это поверхностное, по диагонали, отрывочное, неполное чтение. А мне нужно читать и полностью все понимать, а не бегать по верхам»

Самый распространенный миф, на который я уже устаю отвечать. Скорочтение — это, прежде всего, гибкий, интеллектуальный подход к работе с текстом.

И гибкость его в том, что вы сами определяете, как вам нужно читать: по верхам или глубоко, выхватывая части или углубленно погружаясь в текст. И то и другое может быть быстрым. Да, именно так: можно быстро глубоко читать и хорошо понимать.

Именно над этим, прежде всего, мы работаем в индивидуальной программе по скорочтению. У многих это не укладывается в голове, но так оно и есть.

2. «Если быстро читать, то мало что будет понятно»

Настоящее скорочтение позволяет не только быстро читать, но и качественно понимать. Это еще меньше укладывается в головах людей. Все дело в одной нашей особенности.

Наш мозг думает быстрее, чем читает среднестатистический человек. Мозг быстрее воспринимает мысли, чем скорость в 150-200 слов в минуту, а именно так в среднем читают нетренированные люди.

Нам нужно лишь подтянуть скорость чтения до реальной скорости мышления, и тогда мы будем понимать еще лучше.

3. «Мне и так тяжело сосредоточиться, я улетаю мыслями, начинается размышление, обдумывание. Скорочтение мне не поможет»

Вы удивитесь, но как раз именно скорочтение поможет сконцентрироваться и не улетать мыслями. Все вытекает из предыдущего пункта. Мозг думает быстрее, чем мы читаем, ему скучно, ему тяжело ждать, поэтому он начинает отвлекаться, размышлять дальше, додумывать сам.

Ведь разуму нужны не буквы и не отдельные слова, а смыслы, идеи. Пока мы дойдем до конца предложения или абзаца, чтобы понять идею, наш мозг способен подумать о десяти других вещах.

Как только скорость растет, ему некогда отвлекаться, внимание сосредотачивается только на тексте.

4. «Мне нужно не скорочтение, а что-то другое. Ведь я плохо понимаю и запоминаю тексты»

Скорочтение — комплексный навык , который позволит развить все способности работы с текстами. И гибкость работы, и саму скорость чтения, и запоминание текста. Нельзя по-настоящему научиться скорочтению и не повысить качество запоминания, это связанные воедино процессы.

Почитать статью о принципах работы с информацией

5. «Я пробовал чтение по-диагонали, штурм и прочие техники, но это же некачественное чтение.»

Важно не путать: есть техники и упражнения развития умения быстро читать, а есть сам процесс чтения. Вам не нужно читать вашу литературу по принципу штурма или диагонали.

Эти техники нужны для тренировки, чтобы развить ту или иную способность, натренировать определенные умения.

В совокупности эти навыки увеличивают скорость чтения, а алгоритмы позволят работать с текстами так, как это нужно вам в конкретном случае.

6. «Я пробовал заниматься по книгам, ничего не помогает. Все это ерунда»

Скажите это тем, кто уже научился читать быстрее в 2-3-5-10 раз, они посмеются. В который раз убеждаюсь, что такой навык можно отточить только под руководством тренера.

Я сама училась у тренера и лучшие результаты моих учеников получаются тогда, когда я лично ими занимаюсь, объясняю, подсказываю, корректирую программу. Иногда подпинываю… потому что не существует «витаминки скорочтения» — выпил и быстро читаешь.

Приходится потренироваться, поупражняться, но результат того стоит.

7. «Читать быстро могут только избранные, обычному человеку это не дано»

Да, существуют уникальные люди, читающие 200 000 — 500 000 слов в минуту, то есть сразу за секунду несколько страниц. И нам, простым смертным, такое не осилить. Но читать в 2-3-5-10 раз быстрее среднестатистического человека может каждый. Это не заоблачные цифры, а норма скорости нашего обычного мышления.

Представьте себе, будто вы слушаете, как читает первоклашка. Читает по слогам, медленно, иногда путаясь, устает от двух предложений и безнадежно смотрит вам в глаза в полной уверенности, что чтение — тяжкий труд.

Разве вы уверены, что он так и будет всю жизнь читать? Конечно, вы понимаете, что со временем, с опытом и тренировкой у него будет получаться быстрее, для этого не надо рождаться с необыкновенными способностями.

А теперь представьте, что точно также на вас смотрят быстрочитающие люди, которые знают, что можно читать быстрее и легче. Просто со временем, с опытом и тренировкой… В общем все возможно. И это не все мифы скорочтения, есть еще много предубеждений против данного навыка. И многие из них, как вы уже поняли, ничего общего с реальностью не имеют.

Существуют разные варианты, как можно научиться скорочтению, я подробно описала их в статье обучение скорочтению.

Читать статью Обучение скорочтению

Кто любит преодолевать себя, расширять свои возможности, быть лучше, чем вчера, приглашаю в индивидуальную работу. Люблю работать с теми, кто стремится к максимальному результату.

Посмотреть программу индивидуальной работы

Источник: http://razvitie-intellecta.ru/mify-skorochteniya-vsya-pravda-o-bystrom/

Скорочтение для детей — как научить ребёнка быстро читать

Скорочтение польза и вред для детей

Одной из серьёзных проблем, с которой часто сталкиваются родители школьников, является плохая техника чтения. Медленное и неуверенное прочтение текстовой информации приводит к тому, что на выполнение заданий тратится  больше времени, а это, в свою очередь, приводит общему снижению показателей успеваемости.

Как научить ребёнка быстро читать, при этом усваивая необходимый объём информации? Как сделать так, чтобы навык ребёнка быстро читать не превратился в механическое, неосмысленное повторение слов?  Ведь текст, особенно произведения художественной литературы, необходимо не только прочесть, но и прочувствовать, только в этом случае можно говорить о полноценном процессе чтения.

Одним из самых популярных на сегодняшний день способов решения этой проблемы, является обучение школьника скорочтению – специальной методике, которая позволяет максимально эффективно усваивать текстовую информацию, затрачивая на это немного времени.

Обучение скорочтению, когда и как?

Обучение классическим приёмам скорочтения, построенным на принципе полного подавления внутреннего проговаривания, не стоит начинать раньше 10-12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы лучше запоминают информацию, скорость передачи которой идентична средней скорости обычной человеческой речи.

Однако даже в первом классе, в процессе обучения ребёнка чтению, можно воспользоваться  некоторыми приёмами, которые предлагает методика скорочтения. Упражнения эти будут чрезвычайно полезны для развития навыков быстрого чтения у детей.

Типичные ошибки в обучении, приводящие к снижению скорости чтения

Необходимо отметить, что типичные ошибки, от которых существенно страдает техника чтения, зачастую обусловлены непрофессиональными действиями родителей, самостоятельно обучающих детей чтению.

Вот наиболее часто встречающиеся моменты:

  • Ребенок запоминает название, а не произношение буквы:  «МЭ», «БЭ», «ША» и т.д. Поэтому вместо «МАМА», он будет читать «МЭАААММЭЭА», а это значительно увеличит время прочтения слов. Учите детей произносить звуки «М», «Б», «П», а не названия букв, это необходимое условие для того, чтобы ребёнок научился читать бегло и без ошибок.
  • Учим читать слоги, объединяем их правильно! Соединяем не названия букв «МЭ» и «А», а звуки – МММааааа, учимся протягивать их плавно. Следим, чтобы дети не пытались читать, просто перечисляя буквы: Б, А, Б, А, или П, А, П, А.
  • Родители  не должны тренировать навыки быстрого чтения следующим образом: «ты должен прочитать такой-то текст (даётся задание), а после этого будешь свободен. Лучше проводить короткие по времени уроки чтения, но с большей частотой. Другими словами, читать меньше, но чаще.

Связано это с устройством зрительной памяти: лучше запоминается то, что мелькает перед глазами, а не то, что видит ребёнок в течение длительного отрезка времени. Три  небольших занятия в течение дня по 5–7 минут, будут гораздо эффективнее одного занятия продолжительностью 15-20 минут. Промежуток между занятиями должен быть не менее одного — двух часов.

Упражнения для развития навыков быстрого чтения у первоклассников

Слова-половинки. Задача, которая ставится перед учеником – по отдельному фрагменту слова догадываться о том, какой будет его остальная часть.

Напишите несколько слов (5-10) крупными буквами на бумажных листах или карточках. Разрежьте карточки со словами в произвольном порядке на половинки. Перемешайте карты. Предложите ребёнку правильно сложить из этих элементов слова.

На буксире. Это упражнение предполагает совместное чтение взрослого и ребёнка. Выберете страницу из книги с текстом. Отметьте начало текста.

Начните читать про себя, при этом пальцем отмечая строчки, которые вы читаете. Ребёнок должен читать вслух  параллельно, следя за вашим пальцем.

Таким образом, волей-неволей юный читатель будет вынужден подстраиваться под скорость «буксира», то есть читающего взрослого.

Чтение на время. Эта методика хорошо мотивирует ребёнка к занятию чтением, ведь в процессе выполнения задания положительный результат становится очевиден.

Выберете текст, который ученик будет читать в течение одной минуты. Засеките время. Как только минута истечёт, скажите «стоп» и прекратите чтение. Отметьте то место в тексте, где остановился ребёнок.

Повторите прочтение предыдущего отрывка, используя тот же временной интервал – одну минуту. Наверняка на второй раз прочитанный отрывок окажется чуть больше того, который был прочитан первоначально. Повторите, всячески подчёркивая успех, достигаемый ребёнком после каждого продвижения им за границы читаемого текста. Это задание можно повторить подряд не более трёх раз.

Прыжок-остановка. Смысл этого упражнения в закреплении навыков ориентирования в тексте, максимально используя зрительную память. Выполняется оно следующим образом.

Ребёнок кладёт руки на колени, перед ним лежит открытая книга с текстом. По команде взрослого: «Прыжок!» он начинает читать текст.

Когда раздаётся команда «Стоп, остановка», читатель должен поднять голову от книги, закрыть глаза, и несколько секунд передохнуть .

Когда снова раздастся команда «Прыжок!», ребёнок опускает глаза и ищет в книге то место, на котором он остановился. После того как место найдено, чтение необходимо продолжить, до следующей команды взрослого.

Хотите подробней узнать о методиках скорочтения для детей и иметь под рукой методическое пособие для занятий с ребенком? — Обратите внимание на одни из популярных книг по скорочтению. Они предназначены для обучения ребенка дома. Включают в себя эффективные авторские методики, упражнения, инструкции и тренинги.

Боремся с неосознанным проговариванием

Методика скорочтения предполагает отсутствие сознательной или неконтролируемой артикуляции во время чтения, в то время как большинство детей, читая, стремятся озвучить текст, проговаривая слова.

Существует достаточно эффективный способ преодоления этой проблемы.

Пусть во время чтения по команде «Губы!» маленький читатель приложит к губам указательный палец левой руки.

После того как команда будет выполнена, ребёнок должен перейти в режим «беззвучного чтения».

Затем взрослый подаёт команду «Вслух!», следуя которой, ребёнок должен убрать палец с губ и начать чтение вслух. Эта методика прекрасно справится с обучением школьника чтению без проговаривания.

Можно составить несколько предложений самостоятельно, а можно воспользоваться строчками стихотворений или загадок уже известных ребёнку. Смысл в том, что в предложениях изменяется порядок слов и школьник должен «расколдовать» предложения, расставив слова в правильном порядке. Это упражнение отлично тренирует внимание и зрительную память.

Например:

  1. Переходи только дорогу вместе положенном
  2. Гвоздик два кольца посередине два конца
  3. Дали Кате каши нашей манной
  4. В саду вишня весной расцвела в нашем
  5. К Оле друзья на день пришли рожденья
  6. Скользкая  опасная и длинная дорожка была

Восстанавливаем буквы

Данное задание развивает зрительную память, учит анализировать состав слова, учит соотносить первые и последние буквы слова в его общем визуальном образе.

Напечатайте небольшой отрывок текста, пропустив, для начала в словах гласные буквы. Предложите школьнику заполнить пропуски, отведя на это определённый промежуток времени (не более 3-5 минут для текста длиной в 2-3 предложения). В дальнейшем задание можно усложнить: пропускайте согласные буквы, буквосочетания, слоги.

Ребёнок – учитель

Очень хорошее упражнение, к выполнению которого дети обычно относятся с большим энтузиазмом. Ведь им предоставляется уникальная возможность исправить взрослого!

Взрослый, зачитывая отрывок текста, делает намеренную ошибку в произношении одного или нескольких словах. Задача ребёнка – прервать чтение и исправить ошибки взрослого.

Упражнения для тренировки зрительной и общей памяти

Техника чтения существенно страдает в том случае, когда угол зрения ребёнка недостаточен для охвата  нескольких слов подряд. Решить эту проблему поможет методика, использующая цифровые таблицы Шульте

104281914
20241815
138302511
222152717
26612321
16239297

Школьник должен быстро отыскать в таблице цифры от 1 до 30, соблюдая их очерёдность в цифровом ряду, показывая и называя число. Делать это необходимо укладываясь в определённый промежуток времени, длительность которого зависит от индивидуальной подготовки ребёнка. В дальнейшем время, в течение которого школьник находит цифры, должно сокращаться.

Ещё один серьёзный момент, влияющий на технику чтения – недостаточно развитая память школьника.

Наверняка многие родители сталкиваются с ситуацией, когда начав читать предложение из 6–8 слов, ребёнок останавливается на третьем или четвёртом слове, и дальнейшее чтение вызывает у него затруднение. Это связано с тем, что ребёнок попросту забыл, с какого слова начинался текст, а значит, ему трудно связать уже прочитанные слова в предложение. Возникает пауза, которая тормозит процесс.

В этом случае помогут специальные упражнения – визуальные диктанты, написание которых стимулирует развитие зрительной памяти, и оказывает непосредственное влияние на способности детей читать бегло и без ошибок.

Проводим визуальный диктант

Напечатайте небольшой текст — не более шести предложений. Сначала накройте текст листом плотной бумаги, затем откройте первое предложение и дайте ребёнку 8 секунд для того, чтобы прочитать его и запомнить. Закройте текст и предложите ученику написать предложение по памяти. Сделайте то же самое с оставшимися предложениями.

Не путайте это задание с уже знакомым по школьным занятиям написанием изложений! Здесь нужно точно повторить текст, который увидел и запомнил ученик.

Отмечаем результаты!

Обязательно отмечайте положительные результаты в освоении ребёнком техники чтения. Можно создать и повесить над его рабочим столом специальную табличку, демонстрирующую прогресс, это будет мотивировать ребёнка к дальнейшим занятиям.

К концу третьего класса необходимо добиться определённых результатов. Обязательный показатель техники чтения в этом возрасте – не менее 120 слов в минуту. Скорочтение для детей является одним из наиболее эффективных способов научиться читать быстро и осознанно, при этом, не проговаривая вслух и не артикулируя.

Вебинар по развитию скорочтения у детей:

Источник: http://MaryPop.ru/shkola/chtenie-pismo/skorochtenie-dlya-detej.html

Скорочтение польза и вред для детей

Скорочтение польза и вред для детей

Скорочтение для детей младшего возраста: не преграждаем ли мы этим путь своим малышам?

Написать эту статью меня побудили многочисленные вопросы и от преподавателей, и от учеников Школы устного счета «Соробан»: «Почему у нас не обучают скорочтению? Почти все уже ввели такую программу».

Что ж, давайте подумаем вместе. Любой вопрос, касающийся обучения детей, требует, прежде всего, понимания не только того, что полезного мы дадим, но и осознания ответственности за то, в чем можем навредить.

Не только у врачей, но и у педагогов главное правило «Не навреди!»

Итак, что же такое скрочетние? Это уемние схватыавть клюечвые слова пропуксая детали. С одной стороны, это хорошо. С другой – сколько граматимческих ошибок Вы начситали в предудыщих предложиниих абазца?

Даже взрослому, грамотному человеку, не обладающему скорочтением, воспринять неправильность сложно. Мы читаем автоматически. Но при этом все же спотыкаемся на ошибках. А в скорочтении схватываются ключевые слова со страницы.

И на осознание правильности написания этих слов времени просто нет. В итоге, слова могут запоминаться в неверном написании. И человек будет считаться неграмотным. Но отнюдь не потому, что плохо учился.

Он просто так запомнил эти слова.

Вспомните, как нас учили грамоте и правописанию. Мы читали. Читали много. Читали каждое слово. И после пятисот раз прочтенного слова «слушает» в произведении из трех томов, видя написанное «слушаИт», мы ощущаем дискомфорт.

Согласитесь, это так? Мы запомнили образ слова. И этот памятный багаж не позволяет делать грамматические ошибки.

А если этот же трехтомник прочесть за вечер, выхватывая отдельные слова? Стали бы мы грамотными? Будут ли наши дети при таком обучении знать, как правильно пишутся слова?

Соглашусь, быстро читая, человек может сэкономить время, поняв идею произведения, независимо от объема текста. Но обогатится ли внутренний мир читателя?
Давайте вспомним повесть великого писателя Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В чем его сюжет? Оксана поставила условием свадьбы с Вакулой получение ею обуви от царицы.

Вакула при помощи черта и запорожцев решил этот вопрос. Все. А как же ночной полет на черте? А встреча с царицей? Прочитав это произведение «по диагонали», человек лишится возможности насладиться яркими образными описаниями национального быта, красоты окружающего мира. Самобытность языка писателя останется непонятой.

И это очень печально.

Не могу не признать, что у методики «Соробан» есть нечто общее со скорочтением. И там, и там важны образы. В скорочтении — образы слов, в «Соробане» — образы косточек на счетах.

Но в ментальной арифметике идет и дальнейшее развитие — запоминаемые образы динамичны, они развиваются, создавая новые образы чисел, представляя решение новых задач. Мозг постоянно работает.

Я начал этот разговор с вопросов коллег и учеников о том, почему в «Соробане» не учат скорочтению. 

Отвечу. Если ребенок правильно воспримет нужную информацию, то без разницы как он прочитал учебник — обычно или быстро. Но для меня, как педагога и родителя, важно, чтобы ребенок развивался гармонично. Поэтому я не приветствую обучение скорочтению в детском возрасте. Объясню почему.

В скорочтении образ слова статичен. Я говорил об этом ранее. Увидели слово и запомнили. Если слово написано правильно — хорошо. А если нет? Современные издательства чаще всего экономят на работе корректоров. И вот отсюда пойдут истоки неграмотности ребенка.

Зачем это? Позвольте ребенку зачитываться ночами под одеялом произведениями классической литературы; понять, что Ромео и Джульетта погибли от неприятия их любви окружающими, а не от какого-то модного в те времена течения самоубийств. Научиться скорочтению можно в любом возрасте.

Пусть ваш ребенок вырастет и сам поймет, нужно ли ему это. «Тесто. Тропинка. Лиса».

Узнали сказку про Колобка? А готовы к тому, что ваши дети будут читать ее вашим внукам не полностью, а только в три слова? Так и случится, если навык скорочтения сформируется у вашего ребенка прежде, чем он научится читать сознательно.

На самом деле, профессий, где навык скорочтения важен, где из миллионов печатных знаков надо вычленить крупицу информации, не так и много. Журналисты, продавцы книжных магазинов. Больше, пожалуй, сразу и не вспомнить.

В завершение возьму на себя смелость сказать о том, что, обучаясь устному счету в Школе «Соробан» дети развивают оба полушария мозга. То есть активно используют возможности и аналитического, и образного мышления.

Только представьте, насколько эмоциональнее наши ученики воспринимают образы литературных персонажей? Развитое воображение позволяет идти рядом с любимыми героями, совершать с ними подвиги, учиться любви и доброте.

Команда Школы «Соробан» верит в успешное будущее наших учеников!

Юрий Новосёлов, основатель Школы устного счета Соробан™.

Во многих образовательных центрах предлагаются курсы скорочтения. обещает научить этой чудо-технологии всех: дошкольников, старшеклассников, пенсионеров. Преподаватели скорочтения утверждают, что после прохождения курсов многократно увеличивается скорость восприятия информации, понимание прочитанного, улучшаются психические процессы: память, внимание, мышление. Но так ли это на самом деле?

Что такое скорочтение

Скорочтение — это использование специального способа чтения для переработки большого объема информации. Скорость чтения человека, овладевшего этой методикой выше среднестатистической в 3-4 раза.

Это позволяет просматривать большее количество текстового материала, находя необходимую информацию.

Такая способность необходима людям, работающим с большим объемом информации: редакторам, ученым, студентам, менеджерам и управленцам.

Однако подобное увеличение скорости чтения ведет к пропорциональному снижению понимания. Чем выше скорость прочтения, тем меньше усваивается из прочитанного. Другими словами при скорочтении текст скорее просматривается, читается «по диагонали». Это ведет к потере деталей и нюансов, а зачастую и смысла прочитанного.

Почему скорочтение противопоказано детям

Подобный подход категорически недопустим в период овладения ребенком навыком чтения и грамотного письма. Какой же вред может принести овладение скорочтением в раннем школьном возрасте?

  • Одним из важных составляющих формирования полноценного навыка чтения является понимание ребенком прочитанного. В настоящее время этот критерий считается более важным, чем даже сама скорость чтения. Большинство контрольных работ в школе направлены на контроль именно понимания текста. Скорочтение мешает осознанному чтению, так как преследует совсем другие цели.
  • Часто учителя часто наблюдают так называемое «механическое» чтение, когда ученик читает достаточно быстро, но не улавливает смысл прочитанного. В этом случае отсутствует также и выразительность. Ведь не понимая смысла, невозможно интонационно выделить паузы, голосом подчеркнуть наиболее важные моменты и донести до слушателя эмоции и мысли автора.
  • Бьют тревогу преподаватели русского языка. Дети, прошедшие курсы скорочтения начинают демонстрировать падение грамотности. Ведь для того, чтобы писать грамотно, необходимо четко представлять как пишется данное слово. Для этого текст нужно читать медленно, орфографически и желательно по слогам. Овладевшие скорочтением дети воспринимают образ слова, не вникая в особенности написания. Поэтому и напишут его так, как им запомнилось «на лету», не концентрируясь на грамотном написании.
  • Психологи считают, что детский организм в силу возрастных особенностей развития не может воспринимать слишком быстро прочитанную информацию. Для того чтобы разобраться в трудном материале, ученикам начальной школы необходимо читать медленно, вдумчиво, проговаривая материал про себя. Интуитивно, трудный текст дети сами начинают читать вслух, а не про себя. Тем самым, они искусственно замедляют скорость чтения для облегчения процесса понимания и запоминания.

Подводя итог, можно сказать, что скорочтение в младшем школьном возрасте несет больше вреда, чем пользы. Раннее овладение этой техникой противоречит возрастным психологическим особенностям, мешает формированию грамотности, вредит выразительности чтения и правильному пониманию прочитанного.

Для того чтобы скорочтение принесло пользу, овладевать этим методом рекомендуется не ранее, чем с 15-16 лет.

В последнее время скорочтению уделяется много внимания, и некоторые его апологеты иногда объявляют его средством, годным для всех случаев работы с литературой.

Я полагаю, что такой панацеи вообще не существует и что мыслимых способов чтения может быть хорошим или плохим в зависимости от многих конкретных обстоятельств и, в частности, от:

  • индивидуальных особенностей человека (его интеллектуальных способностей, типа его памяти, темперамента, возраста и т.д.);
  • его образовательного ценза, эрудированности в тех вопросах, которые затрагиваются в штудируемой литературе;
  • задача, которая стоит перед ним, его установки (если эта установка сформирована);
  • особенностей текста, его содержания, характера (беллетристика, публицистика, научно-популярная, научная литература), стиля;
  • внешнего оформления текста (величина шрифта, качество печати, наличие графиков, таблиц, расчетов и т.д.).

Источник: http://polza-ili-vred.ru/skorochtenie-pol-za-i-vred-dlya-detey.html

Скорочтение для детей: подходит ли методика для младших школьников?

Скорочтение польза и вред для детей

Евгения Климкович

Здравствуйте, мои любимые читатели! Недельку назад мы с вами познакомились с такой интересной техникой как скорочтение, посредством которой можно буквально за считанные часы проштудировать громадный объём информации, усвоив для себя только самое необходимое.

Сегодня, в продолжение темы, мы постараемся с вами понять, нужно ли скорочтение для детей, применима ли такая методика для школьников и можно ли ей заниматься дома самостоятельно.

Когда начинать учиться скоро читать?

Из предыдущего урока мы с вами уяснили, что скорочтение – это совсем не то, что школьное чтение на скорость. Это специальная техника, позволяющая среди информационного массива быстро найти нужные данные, усвоив их за короткий промежуток времени.

Согласна, что многие родители сталкиваются с плохой техникой чтения у детей, особенно в первом-втором классе. Но спешу вас огорчить, дорогие родители, что скорочтение в  данном случае – не выход из положения.

При знакомстве ребёнка с чтением как таковым, главным для него становится научиться читать сначала правильно, а не быстро. А правильно – это значит, проговаривая все буквы, складывая слоги в слова, ничего не пропуская и главное! — понимая, про что. Скорочтение здесь – не помощник, более того, оно может и навредить.

Рано освоенная техника скорочтения станет выступать стимулятором для школьника поспешить, поторопиться.

В результате мы получим абсолютно противоположный результат, когда смотрит в книгу, а видит определённую конфигурацию из пальцев рук, создаёт видимость, что читает, а на самом деле вовсе нет, либо читает настолько невнимательно, что на перечтение потребуется вдвойне больше времени. Надо ли это нам?

Более того, в основе скорочтения лежит и умение по первым слогам догадываться о «хвостике», по первым словам узнавать о том, что последует далее, а как, скажите мне, неопытный, ещё малоэрудированный школьник лет семи-восьми с этим справится? В результате возникнет неправильная интерпретация текста, недопонимание мысли автора и ошибки при пользовании полученной информацией.

Поэтому-то многие педагоги рекомендуют начинать обучение младших школьников скорочтению лишь тогда, когда ребёнок повзрослеет и начнёт ставить для себя цели получения информации самостоятельно, отделяя «зерна от плевел», информационный мусор от ценных данных.

Вот именно тогда методика скорого чтения сможет оказать ему незаменимую услугу. А этот период взросления, безусловно, у каждого свой, но обычно приходится на возраст не ранее 10-12 лет.

Причиной того, что не стоит торопиться с обучением скоро читать, становится также физиологическая особенность детей младше 10 лет усваивать лишь ту информацию, которая считывается со скоростью, как мы говорим. А это значительно медленнее, чем предполагает  техника.

Ещё одним аргументом против раннего скорочтения в полном его смысле для младших школьников у многих педагогов является то, что в школе дети не читают отраслевую литературу, которую надо проштудировать быстро, как студентам в ночь перед экзаменом.

Ученики младших классов читают красивые художественные произведения, заслуживающие их пристального внимания, предполагающие наслаждение литературным текстом и книгой в целом, и должны от этого процесса получать удовольствие. А этого ну никак не сможет дать скорочтение, и мы с вами это уже проходили.

Какое скорочтение подходит для детей?

То, что скорочтение больше подходит для подростков и взрослых – это факт.

Однако, это вовсе не значит, что нельзя использовать упражнения на развитие быстроты чтения для детей, и уже в первом классе можно начать заниматься, что станет полезным подспорьем для развития читательских навыков.

Хорошо и быстро читающие легко запоминают и пересказывают объёмные блоки информации, а для школьников это чрезвычайно важно.

Низкая же скорость овладения данными затормаживает выполнение учебных задач, и мы с вами не понаслышке это знаем.

Основным условием для начала обучения является умение ребёнка свободно читать. Среди часто используемых приёмов для младших школьников большинство основано на игре. Они не требуют особенных усилий и напряжения и довольно просты для выполнения дома:

  • можно потренировать угол зрения, когда взгляд концентрируется в разных направлениях, особенно хороши для этого таблички Шульте, есть специальные программы, развивающие боковое и бинокулярное зрение, рассчитанные на тренировку восприятия текста сетчаткой глаза,
  • чтобы освоить «неправильное чтение» рекомендуется читать слова задом наперёд, это запустит процесс угадывания слов,
  • упражнение на поиск слова в тексте «кто быстрее» учит эффективно пользоваться текстом,
  • помогает наращивать скоростные темпы быстрое и лаконичное чтение скороговорками,
  • есть приёмы, когда после медленного выразительного чтения знакомого материала, например, стиха, сразу предлагается незнакомый текст, читать который следует ускоренным темпом.

Как подготовиться к наращиваю читательских скоростей?

Если вы поставили цель к определённому возрасту занять ребёнка освоением навыков скорочтения, то вот эти домашние заготовки вам помогут:

  • увеличьте не длительность чтения, а частоту тренировок,
  • запланируйте порционные пятиминутки чтения на каждый день с перерывами, когда ребёнок читает пару-тройку строк, а затем делает кратковременный отдых, для такого процесса хороши кадры с субтитрами наподобие ранешних диафильмов, когда ребёнок читает строчки к картинке, а затем, изучая её, отдыхает,
  • развивайте оперативную память написанием зрительных диктантов,
  • возьмите за правило читать перед сном,
  • устраивайте соревнования по чтению на время.

Сегодня существует множество методических пособий, позволяющих обучаться скорочтению дома, то есть бежать за знаниями и навыками куда-то совсем необязательно. Но для ленивых и тех, у кого терпения не хватает учить своё чадо самостоятельно, можно записаться на курсы и тренинги, где зачастую используются авторские методики.

Даже школы есть специальные по обучению скорочтению и развитию интеллекта. И обстановка там рабочая, дружеская, способствует тому, чтобы плодотворно и интересно поучиться. В общем, созданы все условия, было бы желание.

Желающие позаниматься дома, следите за нашими новостями. Скоро мы предложим вам практический набор упражнений, которые лежат в основе обучения детей технике скорочтения. Не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить)

До новых встреч!

Ваша «ШколаЛА»

Источник: http://shkolala.ru/razvivashki/skorochtenie-dlya-detey/

Скорочтение: зачем это нужно именно вам

Скорочтение польза и вред для детей

На сегодняшний день только ленивый не слышал о скорочтении. Суть методики заключается в том, что после выполнения определенных упражнений человек приобретает навыки, которые позволяют ему читать намного быстрее и усваивать информацию более быстрыми темпами. Зачем нужно развитие скорочтения, его плюсы и минусы читайте в этой статье.

Отношение к скорочтению обычно неоднозначное. Для кого-то эта методика приравнивается к гениальному изобретению и становится настоящей палочкой-выручалочкой в повседневной жизни.

Другие же относятся к этому как к ненужному и бессмысленному баловству, и считают, что каждый должен читать в комфортном для него темпе.

Тем не менее, отдельным категориям людей курсы скорочтения всегда придутся кстати.

1. Школьники и студенты

Процесс обучения всегда связан с изучением большого количества информации. Скорочтение поможет быстрее просматривать необходимые учебники и книги.

Если же вас смущает необходимость запоминания прочтенного, и вы сомневаетесь, сумеете ли запомнить это при более высокой скорости чтения – просто положите рядом блокнот и ручку и периодически останавливайтесь, чтобы законспектировать основные мысли.

2. Студенты-филологи

Пожалуй, данная категория заслуживает особенного рассмотрения. Противники скорочтения часто говорят, что оно неприменимо к художественной литературе, поскольку читая быстро и ускоренно, человек не может в полной мере насладиться языком, слогом и авторскими метафорами.

Тем не менее, читая по школьной или вузовской программе, а не для собственного удовольствия, вполне можно прибегнуть к скорочтению – особенно если время поджимает, обсуждение произведения состоится уже через пару дней, а у вас еще половина книги впереди.

Читать также:  Ричард Брэнсон «Теряя невинность», рецензия на книгу

3. Дети

Скорочтение для детей работает не столько как какая-то инновационная методика повышения скорости чтения, сколько просто как способ быстрее и легче научиться читать.

Упражнения помогают читать не только быстро, но и эффективно, максимально концентрируясь на тексте и в то же время минимизируя внешние отвлекающие факторы.

Если ребенок склонен отвлекаться или не любит чтение, вполне возможно, что это станет решением проблемы.

4. Люди, занимающиеся самообразованием

Если вы любите время от времени почитать специализированную литературу по своей профессии или же расширить кругозор образовательными книгами по психологии, менеджменту или иным тематикам, то прекрасно знаете, что иногда ценные мысли разбросаны по всей книге, а соединяют их пространные размышления, которые при желании можно опустить.
Скорочтение позволит вам быстрее проглатывать интересующую вас литературу и не тратить время впустую.

5. Люди, которые медленно читают

Если вы ловите себя на мысли, что все чаще читаете одну строчку раз за разом, читаете очень медленно или не улавливаете смысл текста, забывая то, что было всего лишь на предыдущей странице – вам нужно работать над качеством чтения и погружения в текст.

Казалось бы, скорочтение нацелено не на это, а на то, чтобы читать больше. Однако в основе этой методики лежит именно повышение концентрации. За счет сокращения отвлечений и повышается скорость восприятия текста. Во всяком случае, попробуйте поделать упражнения на скорочтение, хуже точно не будет.

Читать также:  Изменяем жизнь к лучшему: 7 шагов на пути к успеху

6. Люди, которые работают с большими объемами информации

Если ваша работа связана с поиском каких-то сведений, отслеживанием новостей, чтением писем и ответом на тексты, скорочтение позволит быстрее анализировать написанное и, следовательно, повысит вашу производительность и ценность как сотрудника. Кроме того, работать станет легче, ведь не придется с трудом вчитываться в каждый текст, вылавливая смысл и основную мысль – это будет происходит куда быстрее и само собой.

7. Изучающие иностранные языки

Казалось бы, скорочтение никак не поможет изучить английский или любой другой язык. Однако если вы готовитесь к получению международных сертификатов, подтверждающих владение языком, то навыки быстрого чтения очень даже пригодятся.

Во-первых, вам придется столкнуться с достаточно большим объемом литературы, обязательной к прочтению, которую так или иначе придется проштудировать и уложить в голове.

Во-вторых, на самом экзамене вас будут ждать разные типы заданий. Те, что направлены на глубинное понимание текста, лучше делать без скорочтения, но в некоторых понадобится быстрое вычленение нужной информации из текста, выборочное чтение – и здесь скорочтение окажется незаменимым. Разумеется, чтобы овладеть скорочтением на неродном языке, нужно знать его на высоком уровне.

Рекомендуем вам посмотреть видео
«Как читать быстро. Скорочтение — 15 минут на книгу!»

Напоследок отметим, что эти навыки можно развить в себе в любом возрасте и они сохраняются на всю жизнь – это как езда на велосипеде. Кроме того, вы сможете переключаться между «режимами» быстрого и вдумчивого чтения, а значит, это не испортит вам восприятие художественной литературы, которую вы читаете исключительно для удовольствия.

Читать также:  Тренинг РМЭС — Русская модель эффективного соблазнения

Источник: https://sobinam.ru/blog/enlightenment/skorochtenie-zachem-eto-nuzhno-imenno-vam.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.